Схемы строения атомов be

Схемы строения атомов be
Схемы строения атомов be
Схемы строения атомов be

Введение. § 1. Предмет химии. Вещества

  • 1 Филео (греч.) означает «люблю», фобос — «боюсь». Дайте объяснение терминов «хемофилия» и «хемофобия», отражающих резко противоположное отношение групп людей к химии. Кто из них прав? Обоснуйте свою точку зрения.
  • 2 Обязательный атрибут бесконечного множества шпионских и прочих детективных произведений — цианистый калий, точнее, цианид калия, который обладает свойством парализовывать нервную систему, приводя тем самым жертву к мгновенной смерти. Приведите примеры с
  • 3 Из приведенного перечня выпишите отдельно названия веществ и названия тел: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий. Воспользуйтесь подсказкой: к названию тела — существительному — можно подобрать относительное прилагательное, о
  • 4 Выпишите качественные прилагательные: легкий, круглый, длинный, тяжелый, твердый, пахучий, растворимый, увесистый, вогнутый, мягкий, жидкий, прозрачный, — которые могут быть отнесены: а) к веществам; б) к телам; в) и к телам, и к веществам.
  • 5 Сравните понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Найдите сходство и различие.
  • 6 Определите, какие из веществ, модели молекул которых изображены на рисунке 6, относят: а) к простым веществам; б) к сложным веществам.
  • 7 Какое понятие более широкое: «химический элемент» или «простое вещество»? Дайте доказательный ответ.
  • 8 Укажите, где о кислороде говорится как о химическом элементе, а где — как о простом веществе:а) кислород мало растворим в воде;б) молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода;в) в воздухе содержится 21% кислорода (по объему);г)
  • 9 Укажите, где о водороде говорится как о простом веществе, а где — как о химическом элементе:а) водород входит в состав большинства органических соединений;б) водород — самый легкий газ;в) водородом заполняют воздушные шары;г) молекула метана содержит че
  • 10 Рассмотрите связь между свойствами вещества и его применением на примере:а) стекла; б) полиэтилена; в) сахара; г) железа.
Введение. § 2. Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни Введение. § 3. Краткий очерк истории развития химии
  • 1 Изучив происхождение слова химия, составьте рассказ о химии и ее значении в истории древних цивилизаций.
  • 2 Немецкий поэт Себастьян Брант в XV в. писал в сатирической поэме «Корабль дураков»: Дайте свою оценку этого отрывка.
  • 3 Англичанин Бен Джонс в пьесе «Алхимик» (XVI— XVII вв.) писал: Какие свойства приписывали алхимики философскому камню?
  • 4 Сформулируйте закон сохранения массы веществ. Подумайте, почему при горении свечи ее масса постепенно уменьшается. Противоречит ли это наблюдение закону сохранения массы веществ?
  • 5 Какими чертами русского характера, по вашему мнению, объясняется тот факт, что величайшие обобщения в химии были сделаны именно русскими химиками: М. В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ, А. М. Бутлеров создал теорию строения органических
  • 6 Подготовьте небольшие сообщения (по выбору) о жизни и деятельности М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
  • 7 Назовите литературные произведения, в которых описаны опыты алхимиков и философский камень.
Введение. § 4. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
  • 1 Пользуясь словарями (этимологическим, энциклопедическим и химических терминов), назовите важнейшие свойства, которые отражены в названиях химических элементов: бром Br, азот N, фтор F.
  • 2 Подумайте, как в названии химических элементов титана и ванадия отражено влияние древнегреческих мифов.
  • 3 Почему латинское название золота Aurum (аурум), а серебра — Argentum (аргентум)?
  • 4 Расскажите историю открытия какого-либо (по вашему выбору) химического элемента и объясните этимологию его названия.
  • 5 Запишите «координаты», т. е. положение в Периодической системе Д. И. Менделеева (номер элемента, номер периода и его вид — большой или малый, номер группы и ее тип — главная или побочная), для следующих химических элементов: кальций, цинк, сурьма, танта
Введение. § 5. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы Глава 1. Атомы химических элементов. § 6. Основные сведения о строении атомов
  • 1 Какие научные открытия доказали, что атом — сложная частица, что он делим?
  • 2 Объясните слова А. М. Бутлерова, который задолго до открытия А. Беккереля писал: «Атомы не неделимы по своей природе, а неделимы только доступными нам ныне средствами...»
  • 3 Определите число протонов, электронов и нейтронов в атомах элементов: натрия, фосфора, золота.
  • 4 Пользуясь этимологическим словарем, объясните, почему планетарную модель строения атома, предложенную Э. Резерфордом, называют также пуклеарной. Почему протоны и нейтроны вместе называют нуклонами?
  • 5 Порядковый номер элемента в таблице Д. И. Менделеева равен 35. Какой это элемент? Чему равен заряд ядра его атома? Сколько протонов, электронов и нейтронов в его атоме?
Глава 1. Атомы химических элементов. § 7. Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы
  • 1 Как вы думаете, почему изотопы калия 4019K и аргона 4018Ar, имеющие одинаковые массы, проявляют разные свойства?
  • 2 Почему в таблице Д. И. Менделеева относительная атомная масса аргона близка к 40, а калия — к 39?
  • 3 Пользуясь названиями элементарных частиц, из которых состоят атомные ядра, дайте другое определение изотопов.
  • 4 Почему изотопы хлора одинаковы между собой по свойствам, тогда как свойства изотопов водорода разнятся?
  • 5 Почему дейтериевую воду D2O называют тяжелой водой? Приготовьте сообщение «Сравнение свойств легкой и тяжелой воды», пользуясь дополнительной литературой.
  • 6 Найдите в таблице Д. И. Менделеева три пары элементов, у которых, подобно паре Ar — К, вначале расположен элемент с большим значением относительной атомной массы.
Глава 1. Атомы химических элементов. § 8. Строение электронных оболочек атомов
  • 1 Изобразите схемы строения электронной оболочки атомов:а) алюминия; б) фосфора; в) кислорода.
  • 2 Сравните строение электронной оболочки атомов: а) азота и фосфора; б) фосфора и серы.
  • 3 В следующих предложениях вставьте пропущенные слова: «Атом кремния содержит в ядре ... протонов и ... нейтронов. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как и число протонов, равно ... элемента. Число энергетических уровней определяется номером ... и
  • 4 Почему в 1-м периоде Периодической системы Д. И. Менделеева содержится только два элемента, а во 2-м — только восемь?
  • 5 Приведите примеры периодически повторяющихся явлений, с которыми вы познакомились при изучении других учебных предметов.
  • 6 Попробуйте дать собственное толкование следующих строк из стихотворения В. Брюсова «Мир электрона»-
  • 7 О каком поэтическом даре говорят приведенные выше строчки, если учесть, что стихотворение было написано в 1922 г.?
Глава 1. Атомы химических элементов. § 9. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов Глава 1. Атомы химических элементов. § 10. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой
  • 1 Все элементы главной подгруппы VII группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (подгруппы фтора) образуют простые вещества, состоящие из двухатомных молекул. Запишите электронную схему образования и структурную формулу таких молек
  • 2 Запишите схемы образования химических связей для веществ, состав которых отображают формулами KCl и Cl2.
  • 3 Сколько неспаренных электронов имеют атомы серы? Какая связь будет в молекулах S2? Запишите схему образования связи в молекулах S2.
  • 4 Расположите в порядке увеличения прочности связи вещества с формулами S2, Cl2, N2 и обоснуйте правильность своего решения. Как будет изменяться длина связи в молекулах составленного вами ряда?
  • 5 Разделите вещества на две группы по типу химической связи: N2, Li2O, KCl, O2, CaF2, Н2.
Глава 1. Атомы химических элементов. § 11. Ковалентная неполярная химическая связь Глава 1. Атомы химических элементов. § 12. Металлическая химическая связь Глава 2. Простые вещества. § 13. Простые вещества - металлы Глава 2. Простые вещества. § 14. Простые вещества — неметаллы Глава 2. Простые вещества. § 15. Количество вещества
  • 1 Сколько молекул содержит: а) 1 кмоль вещества; б) 1 ммоль вещества?
  • 2 Найдите массу: а) 0,75 моль азота N2; б) 9 • 1023 молекул глюкозы С6Н12O6; в) 3 кмоль серной кислоты H2SO4.
  • 3 Сколько молекул содержат: а) 1,5 моль водорода; б) 7 г водорода; в) 4 кмоль водорода?
  • 4 Вставьте пропущенные слова в предложения: «Массу измеряют в миллиграммах, ..., килограммах. Количество вещества измеряют в ..., ..., ...».
  • 5 Плотность кислорода равна 1,3 г/л. Вычислите количество вещества кислорода, которое содержится в 1 л его. Сколько молекул кислорода содержится в 1 л? в 1 мл? в 1 м3?
Глава 2. Простые вещества. § 16. Молярный объем газов
  • 1 Найдите массу и число молекул при н. у. для: а) 11,2 л кислорода; б) 5,6 м3 азота; в) 22,4 мл хлора.
  • 2 Найдите объем, который при н. у. займут: а) 3 г водорода;б) 96 кг озона; в) 12 ⋅ 1020 молекул азота.
  • 3 Найдите плотности (массу 1 л) аргона, хлора, кислорода и озона при н. у. Сколько молекул каждого вещества будет содержаться в 1 л при тех же условиях?
  • 4 Рассчитайте массу 5 л (н. у.): а) кислорода; б) озона; в) углекислого газа CO2.
  • 5 Укажите, что тяжелее: а) 5 л сернистого газа (SO2) или 5 л углекислого газа (CO2); б) 2 л углекислого газа (CO2) или 3 л угарного газа (CO).
Глава 3. Соединения химических элементов. § 17. Степень окисления
  • 1 Запишите формулы оксидов азота (II), (V), (I), (III), (IV).
  • 2 Дайте названия бинарных соединений, формулы которых: а) Cl2O7, Cl2O, ClO2; б) FeCl2, FeCl3; в) MnS, MnO2, MnF4, MnO, MnCl4; r) Cu2O, Mg2Si, SiCl4, Na3N, FeS.
  • 3 Найдите по справочникам и словарям всевозможные названия веществ с формулами: а) CO2 и CO; б) SO2 и SO3. Объясните их этимологию. Дайте по два названия этих веществ по международной номенклатуре в соответствии с правилами, изложенными в параграфе.
  • 4 Какое еще название можно дать аммиаку H3N?
  • 5 Найдите объем, который имеют при н. у. 17 г сероводорода. Сколько молекул его содержится в этом объеме?
  • 6 Вычислите массу 33,6 м3 метана СН4 при н.у. и определите число молекул его, содержащееся в этом объеме.
Глава 3. Соединения химических элементов. § 18. Важнейшие классы бинарных соединений — оксиды и летучие водородные соединения
  • 1 Выпишите из приведенного ниже перечня формул в два столбика формулы оксидов металлов и оксидов неметаллов и дайте их названия: Na2O, N2O5, NaOH, HNO3, CuO, SO2, SCl2, Cl2O7, FeS, Fe2O3, Cu2O, CuF2, P2O5.
  • 2 Какие из перечисленных ниже названий соответствуют формуле Н2O: оксид водорода, гидрид кислорода, пероксид водорода, водород, вода, кислородный водород?
  • 3 Найдите плотность (массу 1 л) аммиака, хлороводорода и углекислого газа при н.у.
  • 4 Сколько молекул каждого вещества содержится в 1 г CO2, HCl, NH3?
  • 5 Выпишите из текста параграфа все приведенные в нем формулы веществ и дайте их названия по международной номенклатуре.
  • 6 Как должен располагаться сосуд для собирания аммиака и углекислого газа — вверх или вниз дном? Почему?
Глава 3. Соединения химических элементов. § 19. Основания
  • 1 Почему гидроксиды натрия и калия называют едкими щелочами?
  • 2 Составьте химические формулы оснований для Cr (II) и Cu (I), назовите их. Изменяют ли окраску индикаторов эти вещества? Почему?
  • 3 Составьте формулы оксидов, соответствующих веществам, формулы которых: Fe(OH)2, Fe(OH)3, Cu(OH)2, и дайте их названия.
  • 4 Каким из оксидов, формулы которых: CO2, CuO, Cl2O7, Р2O5, FeO, MgO, соответствуют основания? Запишите формулы этих оснований и дайте их названия.
  • 5 Рассчитайте количество вещества, которое соответствует: а) 120 г NaOH; б) 49 г Cu(OH)2.
  • 6 Найдите массу 5 моль Fe(OH)2 и 0,5 моль Fe(OH)3.
Глава 3. Соединения химических элементов. § 20. Кислоты
  • 1 Дайте характеристику фосфорной кислоты по плану:а) формула; б) наличие кислорода; в) основность; г) растворимость; д) степени окисления элементов, образующих кислоту; е) заряд иона, образуемого кислотным остатком; ж) соответствующий оксид.
  • 2 Почему нельзя приливать воду в серную кислоту для ее разбавления?
  • 3 Составьте химические формулы кислот, соответствующих оксидам, формулы которых: N2O3, СO2, Р2О5, SiO2, SO2. Дайте названия всех веществ.
  • 4 Вычислите количество вещества, соответствующее: а) 490 г серной кислоты H2SO4; б) 9,8 г фосфорной кислоты Н3РO4.
Глава 3. Соединения химических элементов. § 21. Соли
  • 1 Составьте формулы солей натрия, кальция и алюминия для следующих кислот: азотной, серной и фосфорной. Дайте их названия. Какие из солей растворимы в воде?
  • 2 Запишите формулы следующих солей: а) карбоната калия, сульфида свинца (II), нитрата железа (III); б) хлорида свинца (IV), фосфата магния, нитрата алюминия.
  • 3 Из перечисленных формул: H2S, K2SO3, КОН, SO3, Fe(OH)3, FeO, N2O3, Cu3(PO4)2, Cu2O, P2O5, H3PO4 выпишите последовательно формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований;г) солей. Дайте названия веществ.
Глава 3. Соединения химических элементов. § 22. Кристаллические решетки Глава 3. Соединения химических элементов. § 23. Чистые вещества и смеси Глава 3. Соединения химических элементов. § 24. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)
  • 1 Для борьбы с болезнями растений, особенно плодовых деревьев и виноградников, применяют раствор сульфата меди (II). Обычно растворяют 100 г соли на ведро воды (8 л). Какова массовая доля соли в полученном растворе? Сколько воды и соли содержится в 500 г
  • 2 Сколько граммов иода и спирта нужно взять для приготовления 30 г 5% -го раствора иодной настойки?
  • 3 Рассчитайте количество вещества спирта С2Н6O, который содержится в 500 г водки (40% -й раствор спирта). Не забудьте, что количество вещества измеряется в молях.
  • 4 Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75 г и пробой 585°.
  • 5 Из 250 г 20% -го раствора хлорида калия выпарили 100 мл воды. Какой стала массовая доля соли в растворе?
  • 6 В 180 г 15%-го раствора гидроксида натрия растворили еще 20 г щелочи. Рассчитайте массовую долю щелочи в полученном растворе.
  • 7 Слили два раствора серной кислоты: 240 г 30%-го и 180 г 5%-го. Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.
Глава 4. Изменения, происходящие с веществами. § 25. Физические явления в химии Глава 4. Изменения, происходящие с веществами. § 26. Химические реакции Глава 4. Изменения, происходящие с веществами. § 27. Химические уравнения Глава 4. Изменения, происходящие с веществами. § 28.Расчеты по химическим уравнениям
  • 1 Какой объем водорода (н.у.) образуется при взаимодействии соляной кислоты с 540 мг алюминия, содержащего 40% примесей? Какое количество вещества соли при этом получится?
  • 2 Сколько килограммов оксида кальция получится при разложении 250 кг карбоната кальция, содержащего 20% примесей? Какой объем (н.у.) углекислого газа — оксида углерода (IV) при этом выделится?
  • 3 Сколько молекул кислорода образуется при разложении 180 г воды электрическим током? Какой объем (н.у.) водорода при этом получится?
  • 4 Придумайте условие задачи, при решении которой необходимо использовать приведенное ниже уравнение, и решите ее:
  • Н3РO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O.
  • 5 Придумайте и решите задачу, в условиях которой была бы дана масса раствора вещества с определенной массовой долей растворенного вещества, а требовалось бы найти количество вещества одного из веществ и объем другого. При составлении задачи воспользуйтесь
Глава 4. Изменения, происходящие с веществами. § 29. Реакции разложения
  • 1 Запишите уравнения реакций разложения, схемы которых:а) Fe(OH)3 →t→ Fe2O3 + Н2O;б) Са3(РO4)2 →t→ СаО + Р2O5;в) HN03 →t→ H2O + NO2 + O2;г) Cu(NO3)2 →t→CuO + NO2 + O2.
  • 2 Какое количество вещества воды разложилось под действием постоянного электрического тока, если при этом образовалось 67,2 м2 кислорода (н.у.)? Каков объем (н.у.) полученного при этом водорода?
  • 3 Какие группы реакций вы знаете по признаку выделения или поглощения теплоты? Как можно назвать реакцию, протекающую с участием катализатора? А как — с участием фермента?
  • 4 Запишите уравнение реакции разложения нитрата серебра, если в результате нее образуются кислород, оксид азота (IV) и серебро.
  • 5 Какая масса перманганата калия потребуется для получения 11,2 л кислорода (н.у.)?
  • 6 Запишите формулы соответствующих кислот и оксидов, если известны формулы солей: KMnO4, К2CrO4.
Глава 4. Изменения, происходящие с веществами. § 30. Реакции соединения
  • 1 Запишите уравнения реакций соединения, протекающих согласно схемам:
  • 2 Запишите уравнения реакций, схемы которых:
  • 3 Не производя вычислений, укажите, в каком из оксидов серы — (IV) или (VI) — содержание кислорода больше. Найдите массовую долю кислорода в каждом из указанных оксидов.
  • 4 Для проведения каких реакций, соединения или разложения, необходима постоянная подача теплоты для их протекания, а для каких — только первоначальная подача теплоты?
  • 5 Проделайте дома такой опыт. Попробуйте поджечь в ложечке кусочек сахара. У вас ничего не получится: сахар будет плавиться, дымить, обугливаться, но не загорится. Если же на кусочек сахара поместить немного сигаретного пепла (не вздумайте курить сами — п
  • 6 Приведите примеры действия ферментов, с которыми вы знакомились на уроках анатомии человека.
  • 7 Сухой хлор хранят в железных баллонах. Влажный хлор разрушает железо. Какую роль играет вода в последнем процессе?
  • 8 Дайте характеристику реакций, проведенных в параграфе, по плану: а) характер и число реагентов и продуктов; б) направление; в) наличие катализатора; г) выделение или поглощение теплоты.
Глава 4. Изменения, происходящие с веществами. § 31. Реакции замещения
  • 1 Какие реакции называют реакциями замещения? Сравните их с реакциями соединения и разложения.
  • 2 Запишите уравнения следующих реакций замещения:а) оксид железа (III) + алюминий →t→б) оксид железа (III) + водород →t→в) хлорид меди (II) (р-р) + алюминий →г) оксид свинца (IV) + углерод →t→ д) бромид железа (III) (р-р
  • 3 Рассчитайте объем водорода (н.у.), который образуется при взаимодействии 1,5 моль алюминия с соляной кислотой. Какое количество вещества хлороводорода потребуется для этой реакции?
  • 4 Определите объем водорода (н.у.), который потребуется для замещения всей меди из 640 мг образца оксида меди (II), содержащего 25% примесей.
  • 5 Найдите количество вещества серебра, которое выделится на медной пластинке, помещенной в 169 г 2,5%-го раствора нитрата серебра, если исходить из предположения, что вся соль вступит в реакцию.
Глава 4. Изменения, происходящие с веществами. § 32. Реакции обмена Глава 4. Изменения, происходящие с веществами. § 33. Типы химических реакций на примере свойств воды
  • 1 Закончите уравнения реакций, схемы которых:а) Н2O + SO2 -→б) К2O + Н2O→в) Ba + Н2O→г) K + H2O→д) CaH2 + H2O→е) Al3C4 + Н2O→ Укажите типы реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции». Назовите пр
  • 2 Какой объем ацетилена (н.у.) образуется в результате гидролиза 320 мг карбида кальция, содержащего 2% примесей?
  • 3 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Укажите типы реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.
  • 4 Вычислите объем (н.у.) водорода, который образуется при взаимодействии 9,2 г натрия, содержащего 2,5% примесей, с водой. Вычислите количество вещества щелочи, которое получится при этом.
  • 5 Найдите массу глюкозы и объем кислорода (н.у.), образующихся в процессе фотосинтеза, если в реакцию вступило 448 м3 углекислого газа (н.у.). Вычислите количество вещества воды, которое для этого потребовалось.
Глава 5. Простейшие операции с веществами (химический практикум). Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 34. Растворение. Растворимость веществ в воде
  • 1 Почему в горячем чае кусочек сахара растворяется быстрее, чем в холодном?
  • 2 Приведите примеры хорошо растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых в воде веществ различных классов, пользуясь таблицей растворимости.
  • 3 Почему аквариумы нельзя заполнять быстро охлажденной прокипяченной водой (она должна постоять несколько дней)?
  • 4 Почему ранки, промытые водой, в которую были помещены серебряные изделия, заживают быстрее?
  • 5 Пользуясь рисунком 123, определите массовую долю хлорида калия, содержащегося в насыщенном растворе при 20 °С.
  • 6 Может ли разбавленный раствор быть одновременно и насыщенным?
  • 7 К 500 г насыщенного при 20 °С раствора сульфата магния (см. рис. 123) прилили достаточный для проведения реакции объем раствора хлорида бария. Найдите массу выпавшего осадка.
Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 35. Электролитическая диссоциация Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 36. Основные положения теории электролитической диссоциации
  • 1 Сравните по строению и свойствам:а) Ca0 и Ca2+; б) Cu2+(гидр) и Cu2+(негидр); в) H02 и Н+.
  • 2 Используя таблицу растворимости, приведите примеры пяти веществ, которые в растворах образуют сульфат-ионы SO42-. Запишите уравнения электролитической диссоциации этих веществ.
  • 3 Какую информацию несет в себе следующее уравнение: Дайте названия вещества и ионов.
  • 4 Запишите уравнения диссоциации следующих электролитов: сульфата железа (III), карбоната калия, фосфата аммония, нитрата меди (П), гидроксида бария, соляной кислоты, гидроксида калия, хлорида железа (II). Дайте названия ионов.
  • 5 Какие из перечисленных ниже веществ будут диссоциировать: гидроксид железа (II), гидроксид калия, кремниевая кислота, азотная кислота, оксид серы (IV), оксид кремния (IV), сульфид натрия, сульфид железа (II), серная кислота? Почему? Запишите возможные у
  • 6 В записи уравнений ступенчатой диссоциации серной кислоты для первой ступени используют знак равенства, а для второй — знак обратимости. Почему?
Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 37. Ионные уравнения
  • 1 Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, о которых говорилось в первой части параграфа, — между сульфатом калия и нитратом бария, между серной кислотой и хлоридом бария. В чем суть обеих реакций?
  • 2 Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций, о которых говорилось во второй части параграфа, — между гидроксидом меди (II) и соляной кислотой, между гидроксидом меди (II) и азотной кислотой. В чем суть обеих реакций?
  • 3 Запишите молекулярное и ионное уравнения реакций между карбонатом калия и фосфорной кислотой. Что объединяет эту реакцию и те реакции, о которых говорилось в конце параграфа?
  • 4 Предложите свои примеры ионных реакций, протекающих с образованием осадков, пользуясь таблицей растворимости. Уравнения реакций запишите в молекулярной и ионной формах.
  • 5 Приведите по два молекулярных уравнения реакций для следующих ионных:
Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 38. Кислоты, их классификация и свойства
  • 1 Выберите формулу сильной кислоты: a) H2S; б) HNO3;в) H2SiO3. Запишите уравнение диссоциации кислоты.
  • 2 Дайте характеристику азотистой кислоты, используя различные признаки классификации кислот.
  • 3 Определите степени окисления элементов в следующих кислотах: хлорной HClO4, хромовой Н2CrO4, двухромовой Н2Cr2O7, азотистой HNO2, пирофосфорной Н4Р2O7.
  • 4 Закончите молекулярные уравнения возможных реакций и запишите соответствующие им ионные уравнения: Если реакция не может быть осуществлена, объясните почему.
  • 5 Рассчитайте объем водорода (н.у.), который выделится при растворении в соляной кислоте 120 г магния, содержащего 2,5% примесей.
  • 6 Запишите формулы оксидов, соответствующих следующим кислотам: HNO2, HNO3, H3PO4, H2SO3, H2SO4, H2SiO3.
Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 39. Основания, их классификация и свойства
  • 1 Выберите сильное основание: a) NH3⋅H2O; б) Cu(OH)2;в) КОН.
  • 2 Дайте характеристику гидроксида бария, используя различные признаки классификации оснований.
  • 3 Закончите молекулярные уравнения возможных реакций, запишите соответствующие им ионные уравнения: Если реакция не будет протекать, укажите причину этого.
  • 4 Вычислите объем аммиака (н.у.), который выделится при взаимодействии 890 г нитрата аммония, содержащего 20% примесей, с раствором гидроксида натрия. Сколько граммов 20% -го раствора щелочи потребуется для реакции?
  • 5 Запишите формулы оксидов, которые будут соответствовать следующим гидроксидам: Cu(OH)2, CuOH, Fe(OH)3, Fe(OH)2, NaOH.
Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 40. Оксиды, их классификация и свойства
  • 1 Из перечня формул выпишите отдельно формулы основных и кислотных оксидов и запишите соответствующие им формулы оснований и кислот: SiO2, CrO3, MgO, Mn2O7, Cu2O, SO2, FeO, N2O3, К2O, NiO, Na2O, NO, BaO. Назовите все вещества.
  • 2 Дайте характеристику химических свойств оксида серы (IV). Запишите уравнения характерных реакций.
  • 3 Допишите уравнения возможных химических реакций: Если реакция не протекает, укажите причину.
  • 4 В 420 мл воды растворили 40 г оксида серы (VI). Вычислите массовую долю серной кислоты в полученном растворе.
  • 5 Вычислите объем углекислого газа (н.у.), который образуется при обжиге 500 г известняка, содержащего 20% примесей. Вычислите количество вещества оксида кальция, образующегося при этом.
Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 41. Соли, их классификация и свойства
  • 1 Из перечня формул выпишите отдельно формулы средних, кислых и основных солей, дайте их названия и запишите уравнения их диссоциации: Ca(HSO4)2, (CaOH)2SO4, Ca(NO3)2, NaH2PO4, Na3PO4, MgOHNO3.
  • 2 Закончите молекулярные уравнения возможных реакций, протекающих в растворах, и запишите соответствующие им ионные уравнения: Если реакция не может быть осуществлена, объясните почему.
  • 3 К 980 г 5% -го раствора серной кислоты прилили избыток раствора нитрата бария. Найдите массу выпавшего осадка.
  • 4 Запишите уравнения реакций всех возможных способов получения сульфата железа (II).
  • 5 Определите степени окисления элементов в солях, формулы которых: Na2SO4, K2SO3, Fe(NO3)3, Fe(NO2)2, Mg(HCO3)2, Ca3(PO4)2, NaHSO4, CuOHNO3.
Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 42. Генетическая связь между классами веществ
  • 1 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения, лежащие в основе приведенных генетических рядов металлов и неметаллов. Дайте названия веществ, уравнения реакций с участием электролитов напишите также и в ионной форме.
  • 2 Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: Уравнения реакций с участием электролитов запишите также и в ионной форме.
  • 3 Какие из перечисленных ниже веществ взаимодействуют с соляной кислотой: магний, оксид меди (II), гидроксид меди (II), медь, нитрат магния, гидроксид железа (III), оксид кремния (IV), нитрат серебра, сульфид железа (II)? Запишите уравнения возможных реак
  • 4 Какие из перечисленных ниже веществ взаимодействуют с гидроксидом натрия: оксид углерода (IV), гидроксид кальция, оксид меди (II), нитрат меди (II), хлорид аммония, кремниевая кислота, сульфат калия? Запишите уравнения возможных реакций в молекулярной и
  • 5 Дайте определения всех классов веществ, приведенных в схеме на с. 226. На какие группы делится каждый класс веществ?
Глава 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. § 43. Окислительно-восстановительные реакции
  • 1 Какие из реакций, уравнения которых записаны ниже, относят к окислительно-восстановительным? Для окислительно-восстановительных реакций укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления, составьте электронные уравнения.
  • 2 Дайте характеристику реакции синтеза аммиака по всем изученным вами признакам классификации химических реакций.
  • 3 Из следующих утверждений выберите истинные:а) к окислительно-восстановительным будут относиться все реакции ионного обмена;б) все реакции ионного обмена не будут являться окисли-тельно-восстановительными;в) все реакции замещения являются окислительно-во
  • 4 Согласны ли вы с утверждением, что HNO3 проявляет только окислительные свойства, a NH3 — только восстановительные? Ответ обоснуйте.
  • 5 Какое из веществ — сероводород H2S и серная кислота H2SO4 — проявляет только окислительные или только восстановительные свойства? Почему?
  • 6 Обоснуйте тезис, что SO2 может быть и окислителем, и восстановителем.
  • 7 Расставьте коэффициенты методом электронного баланса в следующих схемах реакций:
  • 8 Назовите окислитель в реакциях взаимодействия цинка с соляной и азотной кислотами. Для последней реакции используйте аналогию взаимодействия азотной кислоты с медью.
Глава 7. Свойства электролитов Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Парацельс
  • 1 Как вы считаете, какая цель благороднее у химии как науки: та, которую выдвигали алхимики, или та, которую ставил перед иатрохимией Парацельс? Дайте доказательный ответ.
  • 2 Сформулируйте самое важное положение, на основе которого действовали иатрохимики. Используя знания по физиологии пищеварения человека, докажите его правильность.
  • 3 Иатрохимики понимали эксперимент как построенное по заранее обдуманному плану исследование — «вопрос природе». Приведите примеры опытов:а) демонстрационного, проведенного учителем;б) лабораторного, проделанного вами лично, — которые были построены так ж
  • 4 Как называют врачей, которые лечат больных в основном:а) лекарствами, полученными с помощью химических реакций на фармацевтических предприятиях; б) травами, минералами и другими веществами природного происхождения; в) своей энергией, или музыкой, или фи
Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Роберт Бойль
  • 1 Сравните цель, которую поставил перед химией Р. Бойль, с теми, которые выдвигал Парацельс и которыми руководствовались алхимики. Какая из них более соответствует химии как науке? Дайте доказательный ответ.
  • 2 В чем заключалась корпускулярная теория Р. Бойля? Что он называл элементами? Из чего состоят эти элементы? Какие современные представления о составе и строении веществ соответствуют его теории?
  • 3 Р. Бойль ввел новое содержание понятия «свойства веществ» . Он считал, что свойства вещества зависят от состава и строения слагающих вещества частиц. Приведите примеры, подтверждающие справедливость воззрений Р. Бойля.
  • 4 Понятие о кислотно-основных индикаторах было введено в химию Р. Бойлем. Он первый заметил, что сок фиалки и лакмус изменяют окраску при действии щелочей и кислот. Проведите эти опыты. Какие еще растения-индикаторы и вещества-индикаторы, применяемые в ла
  • 5 Р. Бойль ввел в химию понятие «химический анализ». Поясните его. Докажите, что вы тоже владеете некоторыми методами химического анализа: составьте план распознавания трех твердых веществ, выданных в пронумерованных пробирках. Даны иодид натрия, бромид б
Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Михаил Васильевич Ломоносов
  • 1 Поясните высказывание А. С. Пушкина о том, что М. В. Ломоносов не только основал первый в России университет, но и сам был «первым русским университетом». Назовите науки, основы которых заложил этот ученый.
  • 2 Приведите примеры из физики и химии, подтверждающие справедливость закона сохранения материи и движения.
  • 3 Опишите опыты, подтверждающие выводы М. В. Ломоносова: а) «нет никакого сомнения, что частицы из воздуха, непрерывно текущего на кальцинируемое тело, смешиваются с последним и увеличивают его вес» (поясним, что кальцинация означает прокаливание); б) «бе
  • 4 Если уравновесить весы, на чашках которых закреплены свечи, а потом одну из них зажечь, то через некоторое время равновесие весов нарушится. Какая чашка весов поднимется? Как изменить этот опыт, чтобы и в данном случае подтвердить действие закона сохран
  • 5 М. В. Ломоносов утверждал, что для полного и точного познания веществ нужно «знать части», которые их составляют (что, однако, в его время было невозможно), «но ежели когда-нибудь сие таинство откроется, то подлинно химия тому первая предводительница бу
  • 6 Назовите причины многообразия веществ, которые выявил М. В. Ломоносов. Какими причинами обусловлены различия в свойствах следующих веществ: а) сернистый газ SO2, углекислый газ CO2; б) угарный газ CO и углекислый газ CO2? Напишите научные названия этих
  • 7 «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ее прилежания». Приведите примеры, подтверждающие эти слова, и охарактеризуйте роль химии в современном мире. Д
Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Антуан Лоран Лавуазье
  • 1 Научный переворот, совершенный выдающимся французским ученым А. Лавуазье в 70-х гг. XVIII в., часто называют «великой французской революцией в химии». В чем заключается суть этой революции? Назовите главный вклад в химию А. Лавуазье.
  • 2 Как вы понимаете сущность процессов горения и дыхания? Сравните их, выявите сходство и различия. Отличаются ли ваши представления от суждений А. Лавуазье?
  • 3 Опишите опыты, которые доказывают, что вода — сложное вещество.
  • 4 Поясните, почему соблюдается закон сохранения массы вещества при химических реакциях, опираясь на понятие химического элемента, сформулированного А. Лавуазье: «...Предел делимости вещества, достигаемый при помощи существующих сейчас методов анализа».
  • 5 Как вы считаете, почему в список химических элементов, составленный А. Лавуазье, вошли некоторые сложные вещества?
  • 6 Важнейшие классы соединений по системе А. Лавуазье — кислоты, основания и соли. Отличаются ли его представления от ваших? Дайте доказательный ответ, приведите определения терминов — названий классов сложных веществ и примеры соединений (названия и форму
Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Клод Луи Бертолле
  • 1 К. Бертолле открыл соединения переменного состава. Какие исследования подвели его к такому выводу? Какие представления о протекании химических процессов ввел в химию этот ученый?
  • 2 В чем заключается сущность научной дискуссии о составе веществ? Чем она закончилась? Предположите, что было бы, если бы победило противоположное мнение. Как изменилась бы тогда теория и практика химии?
  • 3 Какую соль и почему называют бертолетовой? Напишите ее формулу и научное название, найдите степени окисления образующих это соединение элементов, выведите формулы кислоты и оксида, соответствующих этой соли.
  • 4 Назовите вещества, состав которых установил К. Бертолле. Напишите их формулы. Почему был важен вывод о существовании бескислородных кислот?
Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Джон Дальтон Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Амадео Авогадро
  • 1 Дайте формулировку закона А. Авогадро. Назовите важнейшие следствия, вытекающие из этого закона.
  • 2 Почему для закона А. Авогадро необходимо указывать, что зависимость, сформулированная в нем, действует только при одинаковых условиях (температуре, давлении)?
  • 3 Рассчитайте, одинаковое или разное число молекул содержат разные порции газа:а) 11,2 л при н.у.;б) 0,125 моль при 4 атм и 0 °С;в) 5,6 л при 0 °С и 2 атм;г) 0,5 моль при н.у. Определите это число.
  • 4 Назовите вещества, формулы которых правильно определил А. Авогадро, и поясните, как он это сделал. Составьте их формулы.
  • 5 Напишите формулы кислорода, азота, водорода. Так ли их записывал А. Авогадро?
  • 6 1л какого воздуха — сухого или влажного, взятого при одинаковых условиях, — будет иметь большую массу? Почему?
Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Дмитрий Иванович Менделеев
  • 1 Приведите примеры разносторонних интересов Д. И. Менделеева в науке.
  • 2 Какие «три службы России» выделял Д. И. Менделеев в своей деятельности? Назовите его достижения в них. (Примечание: третья служба — содействие развитию промышленности России.)
  • 3 Приведите примеры, доказывающие, что Д. И. Менделеев не только открыл Периодический закон и построил Периодическую систему химических элементов, но и многое сделал для устранения пробелов в ней и уточнения сведений об элементах.
  • 4 Таблица Д. И. Менделеева называется Периодической системой. Объясните, что такое периодичность, в чем она проявляется, каковы ее причины. Почему в таблице Д. И. Менделеева отражена система, а не просто классификация химических элементов?
  • 5 Докажите справедливость слов Д. И. Менделеева: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются».
Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Сванте Август Аррениус
  • 1 Назовите основные положения теории электролитической диссоциации и проиллюстрируйте их примерами.
  • 2 В 1903 г. Королевская академия наук Швеции присудила С. Аррениусу Нобелевскую премию «в признание особого значения теории электролитической диссоциации для развития химии». В чем вы видите особое значение этой теории?
  • 3 Как классифицируются электролита : а) по характеру образующихся ионов, б) по степени электролитической диссоциации?
  • 4 Как зависит степень электролитической диссоциации от природы электролита? Проиллюстрируйте эту зависимость на примере гидроксидов, образованных элементами одного периода (например, третьего) и одной подгруппы (например, подгруппы щелочных металлов или г
  • 5 Расскажите о теории образования «активных» молекул при химических реакциях, выдвинутой С. Аррениусом. Что такое энергия активации молекул? Как ее повысить? Что при этом изменится?
  • 6 Приведите примеры, доказывающие многосторонность научных интересов С. Аррениуса.
Глава 8. Портретная галерея великих химиков. Иван Алексеевич Каблуков Схемы строения атомов be Схемы строения атомов be Схемы строения атомов be Схемы строения атомов be Схемы строения атомов be

Тоже читают:



Держатель смартфона своими руками на автомобиле

Аренда кабинета мастера маникюра николаев

Украшаем свадебный зал шарами своими руками

Индийские звезды без макияжа фото до и

Цветы из атласных лент 2.5 см своими руками для начинающих