Как правильно составить схему предложений

Как правильно составить схему предложений
Как правильно составить схему предложений
Как правильно составить схему предложений
Как правильно составить схему предложений
Как правильно составить схему предложений
Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР “Речь. Предложение. Слово”.

Тураева К.А., учитель-логопед.

Тема: Речь. Предложение. Слово. Закрепление.

Цель: закрепить знания учащихся по теме.

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания учащихся по теме “Речь. Предложение. Слово”.

Развивающие:

  1. развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
  2. развивать умение отвечать полным предложением.
  3. развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения.
  4. активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию;
  5. работать над совершенствованием интонационной стороны речи;
  6. развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование: зеркала; индивидуальные сюжетные картинки; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка; индивидуальные полоски для составления схем предложений; индивидуальные карточки с точкой; поощрительные наклейки.

Ход занятия

  1. Организационный момент (1 мин).

    Логопед приветствует детей, раздает зеркала. Уточняет назначение зеркал.

  2. Артикуляционная гимнастика (3 мин).

    Упражнения подобраны в соответствии с фонетическими нарушениями группы (у большинства нарушен звук [р]).

    Упражнения для губ:

    “Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

    Упражнения для язычка:

    “Почистим верхние зубки”, “Парус”, “Маляр”, “Грибок”.

    Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

  3. Основная часть (8 мин).

    А) Беседа на повторение.

    - А теперь отложим зеркала.

    Дети убирают зеркала на край парты.

    - Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

    - Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

    - Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

    - Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

    - Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

    - Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

    - Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

    - Какие знаки могут стоять в конце предложения? /В конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак/.

    - Когда мы ставим вопросительный знак в конце предложения? /Когда спрашиваем/.

    - А восклицательный знак когда ставим? /Когда радуемся/.

    Б) Членение рассказа на предложения.

    Логопед раздает детям карточки с точкой.

    - Ребята, я вам буду сейчас читать текст, а вы внимательно его послушайте.

    Логопед читает рассказ без пауз.

    Была глубокая осень. Лес выглядел хмурым и неприветливым. Почти каждый день шел дождь. Низкие тучи ползли над вершинами деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо. 

    - Вам понравился рассказ? Вам всё было понятно? Я хорошо его читала? /Нет/.

    - А что было неправильно? Что я делала не так? /Не было пауз/.

    - Да. А теперь вы внимательно послушайте рассказ ещё раз и в конце каждого предложения поднимите точку. Понятно задание? /Да/.

    - Как мы определим конец предложения на слух? К чему мы будем прислушиваться? /Будет пауза и голос понизится/.

    - Хорошо. Слушаем внимательно и поднимаем точку в конце каждого предложения.

    Логопед читает рассказ.

    Дети выполняют задание.

    Логопед раздает детям карточки с цифрами.

    - Молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе? /Нет/.

    - Тогда я ещё раз прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и покажите цифру.

    Повторное прочтение рассказа.

    Дети показывают цифру, обозначающую число предложений в рассказе.

    - Что мы слушали сейчас с вами? /Мы слушали рассказ/.

    - А о чем был этот рассказ? /Об осени./

    - Правильно. А что обязательно есть у каждого рассказа, а у нашего нет? /Заглавие/.

    - Давайте вместе придумаем ему название. /Осень/.

    - Хорошо. Молодцы. Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений/.

    - Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

    - Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

    - Как определить границы предложения? /Будет пауза и голос понизится/.

  4. Пальчиковая гимнастика (2 мин).

    - А теперь давайте отдохнем и потренируем наши пальчики!

    “Крючки”, “Кулачки”, “Стряхнули капельки водички”, “Пальчики здороваются”, “Ёжик”, “Замок”.

  5. Основная часть (продолжение) (11 мин).

    В) Загадка. Работа в тетради. Составление схем.

    1. – Хорошо, молодцы! Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем!

    - Прослушайте и отгадайте загадку.

    Листья желтые летят.

    Под ногами шелестят.

    Солнце уж не припекает.

    Когда все это бывает? /Осенью/

    2. – Теперь прослушайте ещё раз и запомните первое предложение.

    Логопед читает загадку.

    - Кто запомнил? /Листья желтые летят/.

    - Да, начертим схему к этому предложению.

    Дети чертят схему в тетрадях, логопед – на доске.

    - С чего начинаем чертить? /С уголка/.

    - Что значит уголок? /Начало предложения, пишем с заглавной буквы/.

    - Как мы отделяем слова в предложении? /Мы отделяем слова пробелом/.

    - Сколько слов в предложении? /В предложении три слова/.

    - Да, как пишутся слова в предложении? /Слова в предложении пишутся раздельно/.

    - Правильно. Поэтому мы как их будем чертить на схеме? /Будем чертить через пробел/.

    - Что означает точка? /Точка означает конец предложения/.

    - А стрелочка? /Стрелочка показывает понижение голоса/.

    - Хорошо. А какое будет первое слово в предложении? /Листья/.

    - А последнее слово какое? /Летят/.

    - А второе слово? /Желтые/.

    3. Самостоятельная работа.

    - Молодцы. Я ещё раз читаю загадку, а вы запомните теперь второе предложение.

    Логопед читает загадку.

    - Кто запомнил? /Под ногами шелестят/.

    - Хорошо, а теперь самостоятельно начертите схему этого предложения.

    Дети выполняют задание.

    4. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /С вопросом/.

    - Что происходит с моим голосом? /Голос повышается/.

    - Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает?/.

    - Я спрашиваю? /Да/.

    - Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.

    - Начертите схему этого предложения.

    Дети чертят схему самостоятельно.

    - А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.

    - Хорошо. А теперь чтобы голос повысился, скажем радостно. /Когда всё это бывает!/

  6. Физминутка (2 мин).

- А теперь немножко отдохнем. Встали все.

Игра “Если слово – хлопнем, если предложение – топнем”.

- Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.

День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко. Грибы. Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.

- Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.

7. Основная часть (продолжение) (11 мин).

Г) Дид.игра “Это предложение?”

- Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Оно красиво звучит? /Нет/.

- А сделайте так, чтобы оно красиво звучало.
Мальчик, открыть, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

Девочка, положить, книга, стол, на.

Дети верно составляют предложения.

-Ребята, а почему то, что я называла, нельзя назвать предложением? /Там слова не связаны по смыслу, не порядку/.

Д) Работа с индивидуальными картинками.

Логопед раздает детям картинки и полоски для составления схем предложений.

Мальчики играют.

Девочка стеллит постель.

Медведь чистит ботинки.

Мальчик одевает носки.

Мальчики ловят рыбу.

Девочка пьет чай.

Рыба плавает.

Дети читают книгу.

Птицы клюют зерно.

Кабан ест банан.

- Ребята, вам нужно составить предложение по картинке и выложить из полосочек схему этого предложения.

- Как мы обозначаем начало предложения? /Начало обозначаем уголочком/.

- А что ставим в конце предложения? /В конце предложения ставим точку/.

Дети придумывают предложение и выкладывают его схему из полосок.

Далее - индивидуальная проверка выполненного задания.

- Хорошо. Что мы составляли? /Мы составляли предложения/.

- Что выкладывали? /Мы выкладывали схемы/.

- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

Е) Дидактическая игра “Составь предложение”.

- А теперь придумайте предложение, в котором 2 слова.

Дети придумывают предложения.

  1. Итог занятия (2 мин).

- Чем мы занимались сегодня на занятии?

- Что мы вспомнили сегодня на занятии?

- Что Вам понравилось на занятии?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося и раздает поощрительные наклейки.

Желаем успеха! Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений Как правильно составить схему предложений

Тоже читают:



Как сделать сброс на самсунг галакси нот

Как сделать сервер в cube world через хамачи

Принт для вышивки иконы

Как сделать из модулей лебедя для начинающих

Как сделать деревянную панель на стену